В рамках выставки-форума «Россия» компания «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» познакомила посетителей Лектория «Газпром» с производственными и кадровыми практиками «Невского завода» – старейшего промышленного предприятия России, входящего в структуру промышленной Группы.
Завод основан в 1857 году, по его истории можно следить за развитием отечественной промышленности и экономики. За более чем вековую историю из небольшого чугунолитейного предприятия он превратился в ключевой машиностроительный центр. Сегодня здесь работают около 2000 рабочих, инженеров и конструкторов, которые отвечают за разработку, изготовление и поставку энергетического оборудования для нефтегазовой отрасли, металлургической, химической промышленности и энергетики. А в структуру Группы входит 8 предприятий, осуществляющих производство оборудования, изготовление запасных частей, ремонт и сервисное обслуживание.
«Развитие кадрового потенциала – важная часть HR-стратегии компании. Поэтому мы используем все возможные внутренние ресурсы для повышения качества знаний и навыков сотрудников», – отметила начальник Учебного центра «Невского завода» Елена Гончарова. Она поделилась внедренными на предприятии методиками корпоративного обучения. Одним из результативных способов обучения она назвала создание уникальной базы знаний в формате видеокурсов: «Мы проделали большую работу с внутренними экспертами, а также провели исследования и увидели: если сотрудникам, особенно рабочих профессий, предложить посмотреть видеоуроки о тех участках, где они стажируются, то усвоение информации проходит быстрее. Это позволяет сократить время на обучение, адаптацию и вступление в должность. Такой формат на практике доказал свою эффективность».
Так на заводе появилась и постоянно пополняется база знаний в формате видеоуроков. Съемка контента ведется при участии опытных специалистов, для которых этот формат передачи знаний становится и личным вкладом в сохранение своих умений для будущих поколений заводчан, и своеобразной формой наставничества.
Начальник отдела развития персонала Учебного центра «Невского завода» Сергей Кирьянов рассказал о том, как на предприятии работает система мультикомпетентности производственного персонала. «Эта технология масштабируется и на рабочие специальности, и на инженерно-технический персонал, она может использоваться на разных предприятиях. Основа всех кадровых процессов – это стратегия компании. Именно на этом этапе анализируются все ориентиры, задачи и технологии, знания о которых в дальнейшем будут применены при моделировании компетенций сотрудника, что позволяет наиболее полно и точно помогать коллегам соответствовать поставленным целям предприятия», – пояснил Сергей Кирьянов.
Система включает несколько этапов, начинается с картирования рабочего процесса. Это позволяет обнаружить и ликвидировать потери, которые могут возникнуть при перепроизводстве, ожидании, транспортировке, создании излишних запасов, нереализованном потенциале людей и пр.
Следующий этап – это HR-аналитика и моделирование, которые базируются на стратегии предприятия, учитывают особенности производства, компетенции сотрудников, их вовлеченность в процесс.
Третий этап – формирование мультикомпетентности, основанное на профессиях, полученных специалистами ранее, на последовательности технологического процесса, в котором он задействован, и возможности работы на различном оборудовании. Результатом прохождения этого этапа является матрица мультикомпетентности, состоящая из пяти блоков: кадровая информация о сотруднике, оценка уровня освоения им всех видов выполняемых работ, условия допуска для выполнения задач, понимание второй профессии, развитие компетенций.
«Матрица мультикомпетентности позволяет описать все качества сотрудника. На ее основе мы понимаем, как он будет развиваться дальше, учитывая умения и навыки, мотивацию, интеллект и его личность. Это рабочий инструмент для процесса развития сотрудника, формирования системы опережающего обучения», – резюмировал Сергей Кирьянов.
Использование такой матрицы, заполнить которую с помощью Сергея Кирьянова попробовали все гости Лектория, помогает расширить профессиональные возможности работников, повысить взаимозаменяемость, обеспечить кадровое усиление в периоды пиковой нагрузки, справляться с выгоранием. Это в итоге способствует повышению производительности труда.
О том, как увлекательно рассказать о мире машиностроения и популяризировать рабочие специальности с помощью профориентационных мероприятий рассказали ведущий менеджер по внешним коммуникациям «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» Елена Дементьева и ведущий специалист группы социальных программ «Невского завода» Ксения Юматова. Внутренние и внешние запросы от сотрудников и партнеров компании подтверждают востребованность данных проектов. Раньше подобные мероприятия каждое предприятие Группы проводило отдельно, теперь реализуется системный подход.
Одним из таких проектов стал «Турбоград» - новый многоцелевой проект компании.
«Профориентационная работа с детьми и молодежью – важная часть корпоративной культуры и стратегии развития предприятий нашей промышленной Группы. В игровой форме мы знакомим с миром энергетического машиностроения и со спецификой работы на промышленных предприятиях, формируем у школьников интерес к рабочим профессиям и инженерным специальностям, создаем условия для выбора образовательной траектории и будущей профессии», - пояснила Елена Дементьева.
Стартовал проект на Невском заводе летом 2023 года в формате Дня открытых дверей для детей сотрудников. В нем приняли участие девяносто семь ребят в возрасте от семи до восемнадцати лет. В сопровождении взрослых экспертов они посетили основные цеха предприятия, познакомились с технологиями и оборудованием, побывали на рабочих местах своих родителей и увидели специфику их работы.
«Всего в 2023 году в рамках проекта «Турбоград» Невский завод посетило более двухсот студентов и школьников, было организовано пять экскурсий по запросам от внешних организаций. Сорок один студент в 2023 году прошел практику на предприятии, а восемнадцать студентов на период практики были трудоустроены. На сегодняшний день нашими партнерами являются восемь средних специальных и высших учебных заведений, которые отправляют к нам на практику своих студентов. Мы получили большое количество положительных отзывов, и такая обратная связь помогает нам развивать проект дальше», - поделилась итогами этой работы Ксения Юматова.
Сейчас проект масштабирован на все предприятия Группы и включает в себя 12 различных форматов: ознакомительные экскурсии, открытые уроки, интеграция в региональные проекты, ярмарки профессий, мастер-классы. Особое место по-прежнему уделяется семейному формату: творческие конкурсы, мероприятия с участием детей сотрудников, квизы и викторины. Одна из них была проведена в рамках Лектория «Газпром» для участников лекции и позволила больше узнать о крупнейшем машиностроительном предприятии страны – Невском заводе.
Фото: ПАО «Газпром»
Все новости